Что такое правда. Всегда ли она нужна? Часть 2

22 октября, 2018

А вы задумывались, для чего нужна правда? Почему её говорят или не говорят. Почему её используют, как средство обличения, шантажа или облегчения? Как её воспринимают и реагируют на неё? Вот по этим вопросам я и хочу представить свои размышления и сподвигнуть читателей сделать свои выводы.

Правда — это информация о реальном состоянии дел, событий, поведения относительно конкретного человека и, в целом, общества. По идее, она должна быть нейтральной. Но, практически всегда, правда отражает чьё-либо мнение, чью-то точку зрения сквозь собственную призму ценностей и взглядов. Такая правда может быть предвзятой. Не зря говорят, что у каждого своя правда и, часто, правду-матку режут в глаза.

А вы задумывались, для чего нужна правда? Почему её говорят или не говорят?

Человеческая правда – это всегда оценка события или поведения в конкретном контексте на основе личностного мировоззрения, статуса и понимания ситуации изнутри или извне. В данном случае, это критерии, на которых основывается конкретная личностная правда. А всегда ли эта правда истинна относительно другого человека? Получается, что не всегда…

На мой взгляд, правда — это категория общения. Именно поэтому ее и используют в коммуникации. С одной стороны, это сверка позиций, с другой стороны — это воздействие на действительность или человека с определенной целью. И получается, что в зависимости от цели правда может видоизменяться. Правдой пользуются для достижения конкретных целей и, в этом случае, ее либо провозглашают во всеуслышание, либо ее умалчивают до какого-то момента. На мой взгляд, правда сама по себе не существует как факт действительности без связки с конкретностью ситуации или целей человека.

Правда — очень сильный инструмент воздействия. Именно поэтому правдой часто пользуются в манипулятивных целях. Целями могут быть обличение, шантаж или банальное облегчение эмоционального состояния человека. Правдой можно пользоваться и во благо людей — это уже управление. Чем отличается манипуляция от управления? Мое понимание этих терминов таково: манипуляция — это когда результатом является только личная выгода в ущерб другим. Управление — это когда в выигрыше оказываются все стороны общения.

Как правду воспринимают и реагируют?

По собственному опыту могу сказать следующее. Все зависит от способа предоставления правды:

  • «Молотком убить комара на лбу собеседника», «Правду-матку лепить в глаза!» — это наиболее используемые способы представления правды. Важно всегда думать, чего ты хочешь добиться своими словами. Ты хочешь «убить» человека, или, все же донести, до него какую-то информацию. Под «убить правдой» я понимаю: огорошить, «сбить с катушек» — привести в гипер-эмоциональное состояние, или принести вред человеку. После подобного варианта представления правды человек может не только слечь или уйти в депрессию, но и умереть. Часты случаи, так называемого, разрыва сердца.
  • «Правда колет глаза» — если под правдой подразумевать нечто негативное, естественен вариант «Ты дурак! – «Сам дурак!». Нужно понимать, что таким подходом ты можешь вызвать раздражение, гнев, чувство вины и заставить собеседника действовать или противодействовать. И что тогда удивляться, если после твоего выпада человек, в лучшем случае, перестает с тобой общаться, в худшем — будет атаковать тебя тем же способом, находя правду о тебе.
  • «Правду не истребить», «От правды никуда не уйдешь». Здесь важно понимать, что это твоя правда. И не всегда твоя правда может быть действительно истиной.
  • «Правда выплыла наружу», «Все тайное со временем становится явным». Правду нужно говорить и представлять ее адекватно ситуации. Не копить факты до момента взрыва, когда уже не контролируешь ни ситуацию, ни свои эмоции.

Подход автора

В любом случае, правда — это факт действительности, присутствующий в нашей голове, в нашей жизни и, естественно, провоцирующий нас действовать так или иначе.

Хочется показать свои подходы и инструменты предоставления правды.

Начнем с того, что для меня правда — это инструмент созидания. Моя жизненная философия основана на этом принципе. Все, что я делаю продиктовано созиданием, развитием и возможностью совершенствования.

  • нужно знать цель предстоящего разговора;
  • нужно осознавать возможные последствия предстоящего общения (появятся ли изменения в желаемом русле, возможно ли противодействие и появление личных проблем, с которыми ты не в состоянии будешь справиться);
  • нужно находить соответствующее время и место для такого разговора;
  • нужно оценивать состояние собеседника: здоров ли он, готов ли он в данный момент воспринять твои аргументы, имеет ли он полноту знаний в данном вопросе, может ли он адекватно реагировать, есть ли у него возможности решать этот вопрос. Конечно, очень сложно охватить все, но если собеседник не в состоянии воспринимать информацию и, к тому же, он ничего не сможет сделать дабы исправить или изменить ситуацию, нет смысла тратить свою энергию на разговор;
  • при разговоре, особенно на сложную тему, выбирать продуктивные слова и посылы и показывать, что не нравится (ранит, обижает, угнетает, в общем, вызывает особые чувства), что требует изменений, в какую сторону идти. Это то, что я называю экологией речи и поведения. Вести разговор так, чтобы был положительный результат, которого собеседник хотел бы добиться после вашего разговора.

Поделитесь публикацией:

Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *